Когда-то, чтобы вызвать заинтересованность у общества, нужно было проявить какие-нибудь выделяющие тебя качества – интеллигентность, культурность, начитанность либо артистический талант действительно высокого уровня, поражавший тонкое эстетическое восприятие зрителей. Сегодня достаточно сфотографироваться топлесс для одного из глянцевых журналов – и о тебе тоже заговорят повсеместно – только по-другому.
Многие знаменитости постоянно жалуются на желтую прессу и таблоиды, которые «не дают им спокойно жить». Каждый день выходят газеты с фотографиями каких-либо звезд, и вызывающими интерес у любителей «желтизны» заголовками: «Певица Х разводится!» – с фотоснимком лица вышеуказанной певицы с поплывшим макияжем, или фотография артиста с представителем одного пола и подписью: «Срочно в номер: Х – гей!». Но задумайтесь – верите ли Вы в то, что все эти фото действительно случайны и не оговорены заранее?
Малая и большая популярность
Одна пара из небольшого городка установила в своей однокомнатной квартире четыре камеры, следящие за всеми аспектами их приватной жизни. Конечно же, цель у молодых людей одна – заработать денег, а также заработать пусть незначительную и местную, но все-таки славу, хотя бы частично напоминающую популярность звезд шоу-бизнеса. Девушка Вика, которой пришла в голову идея прославиться подобным образом, говорит, что подобная популярность ей вовсе не мешает, и даже наоборот: ей нравится получать огромное количество смс-сообщений от «фанатов», уже появившихся у новой «звезды». Молодую пару уже начали узнавать на улицах – теперь они по-настоящему могут назвать себя «звездами»! Конечно же, местного масштаба и вряд ли надолго – подобные зрелища быстро надоедают публике – но молодые люди не особо думают о будущем, а живут сегодняшним днём и «купаются в лучах славы».
Что же касается звезд кино и эстрады, то здесь тоже есть весьма стандартные и распространенные ситуации. Сначала какая-либо знаменитость, скажем, певица Х, просто жалуется на назойливых папарацци, которые нигде не дают вздохнуть спокойно – дежурят возле дома, возле студии звукозаписи, и вообще преследуют её по пятам (достоверность таких утверждений часто весьма сомнительна). После многочисленных заявлений следует какой-либо радикальный шаг – открытое письмо журналистам или судовое разбирательство – после которого желтые издания по-настоящему интересуются данной особой. Теперь она начинает часто появляться на страницах таблоидов, «разводиться» или еженедельно делать себе очередные пластические операции. Таким образом, некоторые звёзды дополнительно «накручивают» свою популярность, а единственной конечной целью этих манипуляций является заработок денег.
Теоретически и согласно закону, любой человек, которого фотографируют в приватной ситуации и без предварительного разрешения с последующим появлением снимка на каком-нибудь интернет-портале либо в печатных изданиях, может спокойно подавать на обидчика в суд. Однако мы очень редко слышим о подобных процессах – как объясняют знаменитости, если на каждого подобного нарушителя подавать в суд, то свободного времени просто не останется – двадцать четыре часа в сутки придется проводить в здании суда. Однако правду ли они говорят? Ведь несколько выигранных процессов, со штрафами для изданий и запретами для папарацци подходить к звездам, привели бы к определенной информационной изоляции последних – о них бы могли элементарно забыть. Не будем забывать, что некоторые наши «звезды» известны только по подобным изданиям и популярны только благодаря самому факту посещения различных тусовок, ведь никаких уникальных талантов за многими из них не замечалось. Отрицать очевидное, продолжать жаловаться на папарацци и продолжать поражать читателей со страниц желтых изданий – вот их удел!
Торговля популярностью
Один из самых известных трендов среди звезд – торговля правом первых фотографий звездных свадеб. Также высокой популярностью среди журналистов пользуется рождение у звездных пар детей – многие издательства готовы платить серьезные суммы за право эксклюзивных фото малышей. Еще более ошеломляет решение звезды британского реалити-шоу Big Brother Джейн Гуди, которой был объявлен смертельный диагноз – рак шейки матки – позволить журналистам снимать её до самой смерти. За это она получила два миллиона долларов. Конечно же, последняя история по-настоящему шокирует, а вот первые два варианта, если задуматься весьма приемлемы – таким образом, пара избавляется от большого количества представителей СМИ, а вырученные деньги молодожены могут потратить, например, на благотворительность. Вряд ли кто-нибудь будет обвинять пару в том, что они честно разрешили фотографу сделать снимки их свадьбы либо продали эксклюзивное право на фотографию первой детской улыбки в объектив какому-либо изданию – всё прозрачно, всё честно.
Ещё один вид «показательных» фотосессий – съемки знаменитостей на похоронах их близких – таким образом, достоянием общественности становятся личная трагедия и эмоции человека, которые зачастую не принято выносить за рамки круга близких и друзей.
Все это делают
Откуда у людей взялась эта тяга к раздеванию и подглядыванию?
Люди всегда любили подглядывать. По мнению Зигмунду Фрейда, если бы у людей не было желания узнавать тайные подробности чужой личной жизни, то человечество бы не достигло определенно уровня развития, наблюдаемого сейчас. Людям нужно копаться в чужом «грязном белье», и ровно в той же степени, периодически приоткрывать свои тайны для глаз посторонних. Людям важен визуальный контакт с чем-то запретным, но на что, одновременно, есть негласное разрешение того, за кем подглядывают. Это позволяет сделать некоторые выводы касательного того, что для людей опасно, что интересно, и где пролегает граница вторжения в личную жизнь, через которую не стоит переступать. Правда, стоит отметить, что такая граница в последние несколько десятилетий значительно поистерлась.
Однако это уже не просто природная тяга к подсматриванию, которое осуждается моральными устоями и противоречит элементарным правилам этикета. Глядя в экраны телевизоров и на страницы желтой прессы, люди создают себе совершенно иной мир, который пестреет значительно большим количеством красок и событий, нежели повседневная, «серая» жизнь внутри обычных семей. Ведь людям неинтересно подсматривать за соседями – те живут такой же обычной жизнью, так мало интересной нашим согражданам. Обывателям же значительно интересней смотреть фотографии пойманной за семейной ссорой со своим мужем певицей А, пьяного в стельку артиста Б, или читать откровенные признания модели В, ставшей в детстве жертвой изнасилования со стороны ближайшего родственника. И чем подобной «насыщенности» жизни больше, тем сильнее становится тяга к дальнейшему подглядыванию, то есть покупке новых газет и журналов. Людям нужны свежие и все более интимные подробности из жизни знаменитостей, желательно с визуальным подтверждением – фотографиями. Со временем это становится неотъемлемой частью жизни подобных «любителей подглядывать», и они уже не могут жить без соответствующей прессы.
Еще одним серьезным отличием сегодняшнего времени от минувших дней является отсутствие необходимости глубоко вникать в какую-либо описываемую сферу, то есть любой журналист из подобной сферы без должного образования может написать, что, например, курение полезно для ваших легких – без каких либо доказательств или ссылок на известных деятелей науки и медицины. То же самое можно сказать и про большую часть сегодняшних знаменитостей – не нужно иметь выдающиеся вокальные данные, абсолютный слух или чувство ритма, чтобы попасть в число звезд – достаточно посещать модные тусовки и регулярно попадать на обложки газет. Сегодня каждый может стать знаменитостью – для этого не нужны особые таланты или глубокие знания – можно просто заявить что-либо противоречивое, рассказать правдивую (или вымышленную) историю из жизни, которая вызовет общественный резонанс, или просто появиться в публичном месте обнаженным – все методы хороши для достижения такой цели. Таким образом, на лицо явная обоюдная зависимость: одним нужно что-либо показывать, чтобы оставаться на виду, зарабатывая таким образом деньги, а другие серьезно зависят от интимных фактов из жизни так званых «звёзд», продолжая читать желтые газеты и смотреть соответствующие передачи по телевизору.
Можно сделать вывод, что подобная ситуация в массовой культуре будет продолжаться ровно до тех пор, пока одна из сторон не изменит своим интересам и убеждениям – что в ближайшем времени маловероятно.