На детской площадке, где играют малыши, как правило, бывает ребенок, который отличается чрезвычайной подвижностью, все время бегает, крутится, пытается куда-то забраться. Глядя на него, создается впечатление, что его активность бесцельна, неконструктивна. Даже если удается усадить его на место, ребенок ерзает, не может оставить в покое руки и ноги. Это хроническое нарушение поведения в детском возрасте носит название «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%.
Психологи установили, что пик проявления гиперактивности приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью
Ребенок с признаками двигательного беспокойства постоянно что-то теребит руками, трясет ногами, вертится на стуле. При поступлении в школу у школьника возникают более серьезные проблемы: трудности в освоении программы, неуверенность в себе, закрепление заниженной самооценки, сложности во взаимоотношениях с окружающими. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживается нарушение внимания, что часто приводит к выключению ребенка из процесса обучения.
Однако, большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития.
Конечно, здесь нужна целенаправленная коррекционная работа. Итак, в семье растет гиперактивный ребенок: что делать?
1. Родителям постараться создать позитивное, уравновешенное и последовательное отношения к нему всех близких. В воспитании избегать крайностей (излишняя мягкость, чрезмерная требовательность), обеспечить строгий режим дня.
2. Необходимо приложить все усилия, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
3. Поскольку у гиперактивного ребенка чаще всего возникают сложности с общением, необходимо учить его правильному речевому общению, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми. Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми и понятными. Высказывать замечания нужно спокойно и доброжелательно. Для общей организации движений полезно включить ребенка в занятия хореографией, танцами, или теннисом, плаванием, каратэ.
4. Родителям крайне важно установить тесный контакт с учителем. Обсудив проблемы ребенка, разработать общую линию поведения и требовательности. Учитель должен пойти навстречу, ведь каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование!