Буквально сразу после рождения малыша у некоторых родителей тянется рука набрать в поисковике «Ранее развитие детей дошкольного возраста». И главный вопрос, на который родители хотят получить ответ — учить или не учить малыша? А главное, когда начинать? В год, в два, в три? Но вот педагоги и психологи никак не найдут общего ответа. Одни считают, что раннее развитие не должно сделать ребенка несчастным, что до трех лет нужен только хороший уход и свобода. Другие – предлагают до трех лет выдать ребенку информацию по всем областям знаний, некоторые отстаивают обучение ребенка посредством игры. «Всему свое время» — гласит народная мудрость. Чтобы из семечка вырос цветок, сначала должен появиться маленький росток, потом почки и листочки, и только после этого может вырасти и расцвести цветок. Вот тут и выходят на первый план знания об особенностях развития познавательной сферы маленького человека.
Особенности раннего развития
Многие родители считают, что раннее развитие — это необходимый атрибут воспитания современного малыша, необходимый для всех, кто хочет воспитать успешного ребенка. Но ведь в науке ранним называют развитие ребенка от рождения до трех (максимум шести) лет
Цель раннего развития — помочь ребенку стать самим собой, раскрыть свои возможности, согласно своей природе. Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление. Наибольших успехов ребенок этого возраста достигает не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Надо учить ребенка узнаванию предметов, различиям в форме, цвете, величине. Хорошо, если малыш усвоит такие понятия, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и д.р.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Мышление начинает развиваться более интенсивно, когда ребенок начинает говорить. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Вот и ответ на вопрос «Чему учить ребенка?». В раннем возрасте прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»).
Игры для раннего развития детей
Раннее развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться в первую очередь в игровой форме.
Мы уже рассказывали, какие развивающие игрушки до 2 лет ребенку можно купить. Но можно полезные игрушки сделать своими руками из массы подручного материала, который всегда есть дома (пуговицы, крышечки, шнурки, прищепки, материал разной фартуры и т.д.). Проявите фантазию и все у вас получится. Сейчас есть много пособий в помощь родителям и всегда можно воспользоваться их советами.
Играть с детьми нужно с самого маленького возраста. Первая игра может быть в виде: «Сложи фигурку, узор и т.д.!», «Найди такую же деталь или предмет!», «Дай мне красный кубик!». Затем можно вместе сложить пазлы из 2-х, 4-х частей, формируя определенный рисунок. И так по нарастающей сложности подбирать соответствующие игры!
Помните, что развивающие игры – это интеллектуальные и творческие занятия, поэтому дайте возможность карапузу самому принимать решение, терпеливо относитесь к медлительности и нерасторопности своего чада, предоставляйте ему возможность мыслить и анализировать.