Самым любимым и главным занятием каждого ребенка является игра. Она представляет собой тот вид деятельности, который занимает практически все его время. В процессе игры у детей начинают формироваться основы эмоционального отношения к окружающей действительности. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка, имеющей большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности, стимулирующей раннее развитие детей дошкольного возраста.Неоценимым достоинством игр считается то, что они дают возможность малышу реализовать себя как личность в окружающем его обществе. В игровом процессе происходит постоянный показ общественной жизни ребенка. Это позволяет детям наладить общение друг с другом и выразить свои эмоции.
Игра как средство развития ребенка совершено необходима. Игра для ребенка – своеобразная школа жизни
Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра — это практика развития.
Роль игры в развитии ребенка
Разные виды игр развивают различные способности и возможности ребенка. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения, координацию. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками. Дидактические игры – специально разрабатываемые для обогащения детей естественнонаучными знаниями, для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания).
Сюжетно-ролевые игры — игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Определенные игровые процессы утроены так, что у детей развиваются движения и зрительные способности. Если ребенок собирает пазлы или картинки, то его мозг активирует зоны, отвечающие за запоминания последовательности действий и тех образов, которые изображены на картинке. На начальной стадии развития детской психики можно увидеть переход от более простых действий и движений к усложненным комплексным ситуациям.
Развивающие игры детей дошкольного возраста
Игра как средство развития ребенка имеет большое влияние на психику.
Игровые процессы в большинстве своем носят не только развлекательный, но и развивающий характер. В игре развивается то, что не всегда возможно развить в других видах деятельности.
Говоря о роли игровых процессов в развитии ребенка, невозможно не сказать об их влиянии на детскую психику. Большая часть носит не только развлекательный, но и развивающий характер. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности. В ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. За выполняемыми в процессе игры действиями следует внимательно наблюдать со стороны. Это необходимо, к примеру, для того, чтобы поощрять за верное решение. Наблюдая за играющим малышом, можно заметить то, что было упущено в его воспитании.