Кризисы сопровождают человека всю жизнь, с раннего детства и до глубокой старости. Поэтому нужно воспринимать их спокойно, стараясь сгладить негативные явления и избежать неприятных эмоций. Но все-таки родителей очень волнуют кризисы развития детей. Многим хочется серьезно подготовиться к предстоящим трудностям, чтобы оказать детям реальную помощь.
Возрастные кризисы
В науке нет единого мнения по понятию возрастного кризиса у детей. Часть психологов считают, что возрастные кризисы очень болезненны и по-своему разрушительны для ребенка. Другие считают, что это совершенно нормальное состояние развивающегося человека, период осмысления, активных действий, созидания. Но нет споров о том, что проявление кризиса во многом зависит от родителей, условий жизни, методов воспитания. Возрастные кризисы развития детей – это сравнительно короткие (длительностью до 1 года) периоды развития человека, для которых характерны бурные психологические изменения. Ребенок перестает быть послушным, дерзит, начинает плохо учиться, сторонится родителей
Перестраивается его и внешняя, и внутренняя жизнь. Но, преодолев кризис, ребенок становится более зрелым.
Детские кризисы
Возрастная периодизация довольно условна. Существует календарь кризисов ребенка, в котором психологи выделяют 5 кризисных периодов в умственном и психическом развитии детей.
Кризис новорожденности, начинающийся с первым вдохом и плачем ребенка на руках у акушера, принимающего роды. Обусловлен сложной адаптацией к новым условиям жизни.
Кризис 1 года
Рождается с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Отличается всплеском самостоятельности, формированием своеобразной детской речи, появлением негативных реакций на непонимание взрослых.
Кризис 3 лет
Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Здесь появляется свое «Я», пересматривается отношение со взрослыми. Появляется негативизм, упрямство, строптивость, стремление к самостоятельности. Последнее не так уж и плохо, но здесь важно то, что стремление к самостоятельности не всегда соответствует возможностям ребенка, а замечания родителей он может игнорировать, что и создает конфликтную ситуацию.
Кризис 7 лет
В этом возрасте ребенок начинает четко понимать: «Я – часть общества», открывает для себя новый статус школьника, связанный с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формируется внутренняя жизнь ребенка. Утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Чисто кризисным проявлением могут стать кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам.
Кризис подросткового возраста, связанный с половым созреванием.
Это сложный переходный возраст ребенка (от 11 до 15 лет). Сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости. Отстаивая свои новые права, подросток уходит от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Он остро нуждается в общении со сверстниками, зарождается интимно-личностные взаимоотношения.
Нельзя не сказать и о кризисе 17 лет, когда уже повзрослевший ребенок стоит на пороге новой самостоятельной жизни. Начинает давить груз ответственности, появляется страх не оправдать доверие, не поступить в институт и т.д. Но в любой кризисный период поддержка родителей — главная помощь ребенку.